среда, 28 сентября 2011 г.

Методы оптимизации бизнеса. Кому это нужно?

Вчера посетила открытое мероприятие "Методы оптимизации бизнеса", которое проводилось в Бизнес Клубе Belgravia. Мероприятия предназначалось для руководителей компаний менеджеров высшего звена. Знаете, сколько людей было в зале? :( Около 15... Неужели большинство наших руководителей знают как улучшить свой бизнес? В чём причина такой низкой степени заинтересованности в новых полезных знаниях? Не знание ведь не освобождает от ответственности за отсутствие прибыли в компании, за неудовлетворённый персонал, который убегает из компании при первой же возможности, за отсутствие развития бизнеса и низкое качество обслуживание клиентов. Или причина в имени, бренде? Выступления Стива Джобса "перепощиваются" в сетях с завидной регулярностью. Есть ещё ряд успешных личностей, которым мы готовы внимать и к советам которых готовы прислушиваться. А другие бизнесмены, состоявшиеся менеджеры, набившие шишки на собственном лбе и готовые поделиться опытом? Почему не послушать-пообщаться с ними? Мы боимся предположить, что кто-то знает больше нашего, да ещё и успешно реализует свои знания на практике? Кому, на самом деле, нужно оптимизировать бизнес и нужно ли это вообще кому-то?...
Управляющий партнер ГК «ИНТАЛЕВ» Борис Старинский рассказывал очень немногочисленной аудитории о 14 принципах эффективного менеджмента У. Эд. Деминга и немного коснулся теории ограничений Голдратта. Очень понравилась лёгкость в изложении оратора и преданность идее, о которой рассказывал Борис. Был поднят вопрос: актуальны ли принципы Деминга в Украине сегодня? И аудитория однозначно ответила "да". Вот только внедрять их - нелёгкий и очень кропотливый труд. Есть ли успешные примеры их внедрения в нашей стране? Борис сказал, что не встречал таких... В ГК "Инталев" принципы Деминга внедрены и поддерживаются (судя по тону оратора я сделала выводы, что даётся это таки не просто). Также Борис Старинский упомянул у нескольких известных ему компаниях в России, искренне следующих философии Деминга. Не густо, согласитесь. Я сама имела счастье работать в компаниях, где внедрялось ISO 9001 (система менеджмента основанная на идеях Деминга). Через год вся философия оставалась только на бумаге: идеи "качества" растворялись в воздухе как кальянный дым...

   
Принципы Деминга (очень-очень вкратце)

1. Постоянство целей. Сделайте так, чтобы задача совершенствования товара или услуги стала постоянной.
Приверженность руководства постоянным улучшениям – критический фактор для поддержания энтузиазма, интереса и соучастия работников на всех уровнях.
2. Новая философия. Предполагается серьезное, радикальное пере­осмысление ваших взглядов – более радикальное, чем вы можете себе представить. Вы должны поддерживать постоянное, непрерывное движение в правильном направле­нии к тому дню, когда вся компания окажется в процессе улучшения качества всех систем и видов деятельности.
3. Покончите с зависимостью от массового контроля.
Работайте с надежными, однородными и высококачественными материалами и процессами. Это скажется на вашей репутации у ваших настоящих и будущих потребителей.
4. Покончите с практикой закупок по самой низкой цене.
Стремитесь получать все поставки только от одного производителя. Целью в этом случае является минимизация общих затрат, а не только первоначальных.
5. Улучшайте каждый процесс.
Постоянно выискивайте проблемы для того, чтобы улучшать все виды деятельности и функции в компании, повышать качество и производительность.
6. Введите в практику подготовку и переподготовку кадров с тем, чтобы лучше использовать возможности каждого из них.
7. Учредите «лидерство».
Надо создать среду, в которой у работников имеется истинная заинтересо­ванность в их работе, а менеджеры помогают хорошо ее выполнять. Если рабочие заинтересованы, то они стремятся выполнять работу качественно.
8. Изгоняйте страхи.
Любой работник, испытывающий страх перед своим вышестоящим руково­дителем, не может надлежащим образом сотрудничать с ним. Истин­ное сотрудни­чество позволяет достичь намного большего, чем изолирован­ные индивидуальные усилия.
9. Разрушьте барьеры.
Люди из различных функциональных подразделений должны работать в командах (бригадах) с тем, чтобы устранять проблемы, которые могут возникнуть, а не тратить время на конфликты.
10. Откажитесь от пустых лозунгов и призывов, которые требуют от работников бездефектной работы, нового уровня производительности, но ничего не говорят о методах достижения этих целей.
11. Устраните произвольные количественные нормы и задания. Замените их поддержкой и помощью со стороны вышестоящих руководителей с тем, чтобы достичь непрерывных улучшений в качестве и производительности.
12. Дайте работникам возможность гордиться своим трудом.
Устраните барьеры, которые обкрадывают рабочих и руководителей, лишая их возможности гордиться своим трудом. Это предполагает проведение ежегодных аттестаций и введения методов управления по целям.
13. Поощряйте стремление к образованию.
Организации нужны не просто люди, ей нужны работники, совершенству­ющиеся в результате образования. Источником успешного продвижения в достиже­нии конкурентоспособности являются знания.
14. Определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности и их обязательство проводить в жизнь все рассмотренные выше принципы.

3 комментария:

  1. Спасибо Станислава, очень интересно написано) Мне очень понравилось выступление Бориса - приятно когда сложные вещи объясняют легко и на простых примерах. В заключении хотелось бы добавить про самое главное что объединяет принципы Деминга и теорию Годлартта - уважение к клиенту, партнеру и в целом друг к другу. Надеюсь что в Украине в скором времени будут внедрятся много позитивных и полезных вещей.
    С уважением,

    ОтветитьУдалить
  2. Алина, добрый день! И Вам спасибо за комментарий и приглашение. Приглашайте меня и в будущем :)
    Что касается уважения, то становится понятно, почему эта философия так хорошо была воспринята в Японии. Ведь там "уважение" одна из основополагающих ценностей, как для бизнеса,семьи, для нации в целом. Выходит, что менеджерам не пришлось "прививать" ничего глобально нового. Им нужно было развить и придать дополнительную ценность и так принятой в обществе ценности - уважению. Это очень правильно. Многие авторы бизнес-литературы как раз об этом и пишут: изменить человека нельзя, лучше сразу подбирать тот персонал, который разделяет ценности компании. Лучше обучить человека тонкостям бизнеса и способствовать повышению его квалификации. Только в данном контексте следующий неразрешённый вопрос в большинстве наших компаний - это корпоративные культуры с "двойным дном": ценится далеко не то, что декларируется...

    ОтветитьУдалить
  3. Абсолютно согласна, поэтому в контексте украинского менталитета данная модель корпораций выглядит как утопия.И если уже говорить про Япониию - до сих пор все найденный деньги и ценности после землятресения приносятся и возвращаются государству, вот это для меня показатель честности, уважения и высокой моральности.

    ОтветитьУдалить